Справочник «Художники»
Верещагин Василий Васильевич
(1842—1904)
Русский живописец, баталист. Закончил в 1860 Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, поступил в петербургскую Академию художеств, но в 1863 оставил её и уехал за границу; продолжил обучение в парижской Академии художеств (1864—1866). Много путешествовал по России, Западной Европе, Ближнему Востоку, Индии, Японии, США. Участвовал в военных действиях русской армии в Туркестане (1867—1870), русско-турецкой (1877—1878) и русско-японской войнах (1904; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск»). Творческие установки Верещагина были близки передвижникам. В своих батальных картинах он не столько прославлял военные подвиги, сколько раскрывал тему войны как бесчеловечную и несправедливую бойню. В таких сериях как «Туркестанская» (1871—1874), «Балканская» (1877—1878 и 1880-е), в цикле исторических полотен, посвящённых Отечественной войне 1812 (1887—1904) он с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и создал ее символический образ («Апофеоз войны», 1871, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Много путешествуя, художник пристально изучал жизнь и быт народов разных стран. На основе зарисовок и этюдов с натуры он создал особый жанр документально- этнографической живописи, где стремился передать неповторимый характер культуры разных народов. В своих произведениях Верещагин добивался особого объективизма при помощи тщательно разработанной композиции, точного рисунка и максимально близкого к натуре колорита.
Аджман, 1971, Наполеон в Петровском дворце
Йемен (королевство), 1969, Наполеон в Петровском дворце
Йемен (королевство), 1969, Наполеон в Петровском дворце
Россия, 1992, «Не замай — дай подойти!»
Шарджа, 1970, Портрет Наполеона в треуголке
Шарджа, 1970, Наполеон в треуголке. Битва при Йене