Справочник «Художники»
Моллер Федор Антонович
(1812—1875)
Русский исторический живописец и портретист, сын морского министра адмирала фон Моллера. Служа офицером, посещал классы Академии Художеств. Участвовал в подавлении польского восстания 1830. Первая его большая картина: «Битва при Остроленке» (1832); за ней последовала «Альцеста, выводимая Геркулесом из царства теней». После приезда в Петербург Карла Брюллова, Моллер стал заниматься у него и вышел в отставку с военной службы. За картину, изображавшую семейство его отца, получил большую золотую медаль академии. В 1839 поехал в Рим, где создал лучшее свое произведение — картину «Поцелуй», за которую получил звание академика. Увлекшись в Риме идеями немецких художников-назареев и стилем Овербека, Моллер написал колоссальную картину: «Евангелист Иоанн проповедует на Патмосе служителям Вакха», за которую получил звание профессора. Деятельность Моллера распадается на два периода. В первом он является последователем Карла Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом. К этому периоду, кроме семейного портрета и «Поцелуя», относятся портрет Гоголя (1841), картины «Русалка» и «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом». Второй период творчества Моллера отличается холодностью и рефлективностью композиции, вялостью и условностью красок, сухостью и жесткостью исполнения. Этими недостатками страдают картины «Татьяна, отправляющая письмо к Онегину», «Моисей, спускаемый в корзине на воду своей матерью» (1862), «Видение Александра Невского перед сражением на Неве» (для московского храма Христа Спасителя), «Посольство папы к Александру Невскому», «Битва Александра Невского со шведами» (1864—1865), «Несение креста» (1869), «Юдифь» (1870), «Распятие» (1871).
Гвинея, 2009, Исаакиевский собор, Александровская колонна