Справочник «Сюжеты марок в каталоге»
Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене де
(1768—1848)
Французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. Революция, ненавистная этому роялисту, и уничтожившая его полк, побудила его исполнить заветную мечту — отправиться в Америку. Он пробыл там недолго, но успел видеть многое. В 1792 возвратившись в Европу, он эмигрировал, вступил в армию эмигрантов и был ранен при осаде Тионвилля; больной и измученный, перебрался в Англию, где вел тяжкую борьбу за существование, голодая и перебиваясь уроками. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим секретарем посольства, затем посланником в швейцарский кантон Валлис; после казни герцога Энгиенского и провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В 1814, еще до отречения Наполеона, Шатобриан издал брошюру «De Buonaparte, des Bourbons et de la necessite de nous rallier a nos princes legitimes pour le bonheur de la France et de l’Europe» — памфлет, по заявлению Людовика XVIII стоивший целой армии для дела реставрации. В 1815 последовал за королем в Гент и временно был министром внутренних дел. В 1821 назначен послом в Берлин, затем в Лондон; в 1822 был представителем Франции на веронском конгрессе. В 1823, будучи министром иностранных дел, настоял на объявлении войны Испании. В 1828 назначен послом в Рим, но вышел в отставку, когда сформировалось министерство Полиньяка. Его надменный и приподнятый легитимизм не мог примириться с Июльской монархией; после революции 1830, которую он предсказал, он отказался от звания пэра и отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Шатобриана. составило основной фонд консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» (опубликованы в 1827) наметилось разочарование Шатобриана в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Шатобриана от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Шатобриан противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. Эгоистической активности индивида Шатобриан противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802). В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Итог своим художественным и философским исканиям Шатобриан подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (написаны в 1811—1833, опубликованы в 1848—1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики.
Гвинея, 2011, Рене Шатобриан
Монако, 1968, Портрет Шатобриана
Монако, 1968, «Гений христианства»
Монако, 1968, «Рене, или следствия страстей»
Монако, 1968, «Замогильные записки»
Монако, 1968, «Мученики»
Монако, 1968, «Атала, или любовь двух дикарей»
Сен-Пьер и Микелон, 1968, Шатобриан, корабль
Франция, 1948, Портрет Шатобриана
Фуджайра, 1972, Портрет Шатобриана
Фуджайра, 1972, Наполеон и Шатобриан
Франция, 1948.07.18, Сен-Мало. Герб Шатобриана
Франция, 1952.04.20, Савиньи-сен-Ор. Выставка Шатобриана
Франция, 1968.07—08, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1986.04.08, Париж. Шатобриан
Франция, 1986.06.18, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1987.06.26, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1990/2006, Шатне-Малабри. Шатобриан
Франция, 1998, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1998.06.08, Фоугерс. Шатобриан
Франция, 1998.07.04, Сан-Мало. Могила Шатобриана
Франция, 1998.07—09, Ренне. Шатобриан
Франция, 1998.08.18, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1998.09.26, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1999/2000, Парам. Шатобриан
Франция, 2006, Шатне-Малабри. замок Шатобриана